Время
коммунистической идеологии по существу привело к разрушению,
опирающейся на нее системы воспитания подрастающего поколения»,
сказалось на функционировании системы образования в целом.
Обоснование
и разработка новых подходов правомерны лишь с учетом
культурно-гуманистических традиций исторического прошлого,
цивилизованного мира стран ближнего и дальнего зарубежья и современных
отечественных наций. При этом следует иметь в виду необходимость
создания механизмов сглаживания социального неравенства, условий и
совокупных технологий развития духовных возможностей и творческих ресурсов человека. Для
мировой культуры Россия важна уникальностью образцов собственной
культуры, образования в том числе. Под образованием мы понимаем равно
как систему взаимообусловленных центров творческого и развивающего
сотрудничества, так и самообразовательно-запоминательный процесс. В
таком процессе субъекты способны изменять «чающий и воспитывающий
материал и самих себя и создавать внешние и внутренние культурные
условия для самоактуализации личности. Современное образование как процесс природо- и культуросообразного развития и саморазвития личности ребенка тогда отвечает и соответствует идеалу гуманизма,
свободы и общечеловеческим ценностям, когда соединяет в себе все
значимые феномены культуры, в том числе игру. Игра как педагогический феномен
культуры предстает в виде адекватного природе ребенка способного к
познанию мира, приспособления к миру и очеловечивания мира. Процесс демократизации общества связан с необходимостью гуманизации во
всех сферах социальной жизни; игра в этом смысле — фактор, причем
незаменимый. Массовая молодежная культура, к примеру, стала очень
агрессивной. Игра — заслон такой агрессии. Игровая культура помогает
школьнику соотносить себя с миром, выбирать в нем
общечеловеческие ценности. Процесс индивидуализации усиливает и
обостряет одиночество людей, особо тяжело переносимое детьми. Игра,
будучи социально-досуговым (на грани реальности и
вымысла) и специфическим явлением процессуально-деятельностной
модальности культуры, функционирующим в контакте человека с человеком,
требующим их активности, выступает «спасательным кругом» для детей, чаще
всего аутсайдеров. Исследования подтвердили вывод, что игра чрезвычайно
полезна и в сфере дидактики. Учение
и воспитание не могут быть свободным процессом без феномена игры.
Социокультурная ценность воспитания учащихся средствами игры и в сфере
игры определяется взаимосоответствием того, что входит в содержание и
формы воспитательной деятельности, в цели и механизмы включения
школьника в пространство игровой культуры, самораскрытия и саморазвития в
ней личности учащегося. Адекватное
самоопределение ребенка требует специфически детской культурной сферы,
способной обеспечить его механизмами такого самоопределения. Детское
общество создается в играх, обеспечивающих учащихся состояниями
внутренней раскрепощенности (как условием развития), способствующих
возможностям выйти (вырваться) из плена созависимостей. Межличностное
взаимодействие в игре помогает учащимся входить в мировую культуру.
Игра — неотъемлемая часть культурного слоя, в том числе образования и
воспитания школьника. Возникнув в изначальной деятельности человека,
игра трансформируется па всех возрастных этапах, но сохраняется в разном
значении на протяжении всей жизни человека.
скачать с сервера
|