Многолетнее
исследование игр учащихся, сравнительный анализ
психолого-педагогической литературы по игре, в том числе по теории
возникновения игры, позволяет представить спектр ее назначения для
развития и самореализации школьников в их суверенной деятельности,
отражающей многообразие окружающего мира и богатства человеческих
отношений. Игре
присущи различные свершения, «исполнения», различная полезность, разный
круг отражаемой деятельности, различные назначения-функции.
Функциональность игры идет от запросов социальной практики, от
психофизиологических потребностей растущего ребенка и редуцирования
человеческой [деятельности им. Функции игры — ее разнообразная
полезность. У каждого |вида игры своя полезность. Существуют игра-труд,
игра-искусство, игра-досуг, игра-праздник, игра-отдых, игра-загадка,
игра-разрядка, игра-тренинг, игра-упражнение, игра-развлечение,
игра-спорт, игра-бессознательное влечение, игра-воображение,
игра-ориентация, игра-коррекция, игра-общение, игра-сообщение,
игра-риск и т. д. Существует игра, синтезирующая в себе многое из
названного. В любом случае она есть свободное проявление разнообразных
влечений индивида. Воспитательный потенциал игр дошкольников исследован
достаточно полно. Отмечается их роль в познании мира, в развитии
свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных
переживаний, в физическом развитии ребенка, в приобретении опыта
нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков
культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнерство,
совместимость), опыта разнополовых и разновозрастных связей, в развитии
чувства юмора и др. Пока недостаточно исследован воспитательный
потенциал игр учащихся. Мы
делаем попытку определения особых функций игры как педагогического
феномена культуры, представляя их в данной работе предельно кратко.
скачать с сервера
|