Теории
возникновения игры в целом подтверждают общую мысль, что игра -
важнейший вид деятельности, способствующий физическому,
психологическому, интеллектуальному и нравственному развитию учащихся,
что роль научного обоснования педагогического процесса, который обо- педагогические теории обучения и воспитания. Игра
не аморфна и не эфемерна. Реальную основу игры образует деятельность
ребенка, которая осуществляется во взаимодействии с природой. Природа, с одной стороны, окружающий ребенка материальный мир с его структурой — то, что существенно для всего сущего (греч. physis —
«возникновение», источник априорного познания. Поскольку игра социальна
по своим мотивам, происхождению, функциям, она социальна по содержанию,
и по структуре. В ней в целом отсутствует подчиненность практическим
обстоятельствам, требованиям и задачам обыденной жизни, но потребность
воздействовать на внешний мир сохраняется. Результаты
теоретического анализа и опытно-экспериментального исследования
позволили дать структурно-содержательную характеристику игры учащихся
как педагогически организованного явления, выделив ряд ее параметров. Под природой игры
мы понимаем игровое сознание, игровое мироощущение, бессознательную
отстраненность от буднично-деловых установок жизни, радостное
самочувствие, бодрость, активный жизненный тонус, воображение,
фантазию, импровизацию, интуицию, иносказательность, условность и т. д.
Мы полагаем, что природа игры — это ее реальные ценности, каждая из
которых имеет важное воспитательное значение. Под структурой игры
понимается ее композиция, процессуальная и операциональная основы,
наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их
взаиморасположение и алгоритм. В
общем виде каждая игра включает и выявляет предметную, мыслительную и
душевную деятельность индивида, с которыми сливаются воображение,
фантазия, иная внутренняя мыслительная деятельность со своими
символами, знаками и трансакциями (Берн). Кроме того, практически
каждая игра — это игровые позиции, воображаемая ситуация, риск, игровые и
неигровые конфликты, игровые состояния, иные внеповседневные силы
игры. Поэлементная
структура игры раскрывается в предметной части игры, которая может
быть упорядоченной системой элементов и деталей, которые имеют свое
место, позиции — игровые координаты. Они могут представлять
динамическое целое игры, в котором каждый элемент оказывает свое
решающее воздействие на ход и результат. Но структура игры может раскрываться и хаотично, спонтанно, без жестких связей, по правилам и процедурам, рождаемым «по ходу». Таким
образом, имея общую природу, каждая игра структурно раскрывается по
своим алгоритмам и по своему механизму, на которые влияют и внутренняя
энергетика игры и мышления, воля, энергия, фантазия играющих детей. В
любом случае игра предоставляет широкое поле творчества.
скачать с сервера
|