Вторник
23.04.2024
16:10
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Центр развития творчества детей и юношества "Левобережный"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Полезные материалы [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка » Полезные материалы

ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время наблюдается тенденция к расширению и углуб­лению педагогического влияния (помощь, поддержка, создание необходимых условий и предпосылок) на игры учащихся с целью их рациональной педагогизации и соответствия уровня руководства самостоятельности школьников. Существует необходимость участия педагога в игровой деятельности, во-пер­вых, для сохранения народных и педагогических богатств игры, их упрочения; во-вторых, повышения воспитательного качества игр и игровых форм досуга; в-третьих, помощи учащимся в выборе социально ценных игр, новационных игр, опережающих игр социокультурной практики; в-четвертых, предупреж­дения использования вредных, излишне азартных, отживших игр с отрица­тельным потенциалом; в-пятых, привлечения школьников к собиранию игр, конструирования игр, создания игровой базы в школе.

Педагогическое руководство играми учащихся осуществляется на разных уровнях его интенсивности:

—  элементарно-интуитивное на уровне одобрения или запрета с учетом диагностики игры: полезна, нейтральна, опасна, вредна, неуместна, не соот­ветствует возрасту, времени, месту и т. п.;

—  как форма поддержки на уровне позитивной оценки, оказания помощи, частичной включенности в игру;

—  косвенное руководство через взрослых — организаторов игры (учителя, студенты, родители и т. д.) или через самих детей, способных быть ее органи­заторами:

—   прямое участие в игре и педагогическое руководство ею — изучение и отбор игр, овладение их методикой, воодушевление учащихся на игру, распре­деление ролей и поручений, принятие на себя ведущей или вспомогательной роли, руководство игрой непосредственно.

         Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы потому, что учащиеся не каждого взрослого пускают в свои игры. Позволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций. С точки зрения оценки игры как таковой педагоги могут занимать в игре следующие позиции:

—  реструктивную, которая вытекает из консервативно-охранительной ус­тановки «как бы чего не вышло», из желания оградить себя и учащихся от не­желательных последствий непредсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над учащимися;

—   пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных представлений о

свободах школьника, из стремления жить с учащимися бесконфликтно, под­купить их или откупиться от них;

—   позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферен­тным отношением к школьникам и пониманием игры как «второстепенного» явления их жизни;

—   позицию «разумной середины», означающую поиск оптимума участия взрослого в игре;

—  позицию активного участия в игре в разных ролях, прежде всего в роли посредника между школьником и культурой, между образованием и свободой, между целями и культурой действий.

         Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой руководитель и организатор игры (лидер). Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.

Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее пра­вила, распределяет (или участвует) роли, готовит все, что необходимо для игры, и т. д.

        Игра конкретна как «всегда деятельность» и «всегда общение», в которые воспитатель способен войти в разнообразных ролях и позициях:

—  как непосредственный руководитель игры, полностью отвечающий за ее проведение;

—   как один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;

—  только как общий организатор и руководитель;

—  как косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или де­тей);

—  как консультант или эксперт (включенная роль);

—   как ценитель результатов игры (рефери, арбитр, председатель или член жюри);

—   как исследователь игры (роль наблюдателя, аналитика, экспериментато­ра, диагностика);

—   как нейтральный наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру (нейтральная роль);

—  как объект воздействия;

—  как фигура с разными ролями на разных этапах игры;

—   как фигура, контролирующая выполнение правил и только (судья, по­средник).

          Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, пря­мой или косвенный участник по отношению к играющим — детям. Игра ком­пенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия воспита­телей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на «субъект-субъектные» способы взаимодействия, на партнерство.


скачать с сервера

Категория: Полезные материалы | Добавил: Director (11.03.2011)
Просмотров: 2404 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz