В
настоящее время наблюдается тенденция к расширению и углублению
педагогического влияния (помощь, поддержка, создание необходимых условий
и предпосылок) на игры учащихся с целью их рациональной педагогизации и
соответствия уровня руководства самостоятельности школьников.
Существует необходимость участия педагога в игровой деятельности,
во-первых, для сохранения народных и педагогических богатств игры, их
упрочения; во-вторых, повышения воспитательного качества игр и игровых
форм досуга; в-третьих, помощи учащимся в выборе социально ценных игр,
новационных игр, опережающих игр социокультурной практики; в-четвертых,
предупреждения использования вредных, излишне азартных, отживших игр с
отрицательным потенциалом; в-пятых, привлечения школьников к собиранию
игр, конструирования игр, создания игровой базы в школе. Педагогическое руководство играми учащихся осуществляется на разных уровнях его интенсивности: — элементарно-интуитивное на
уровне одобрения или запрета с учетом диагностики игры: полезна,
нейтральна, опасна, вредна, неуместна, не соответствует возрасту,
времени, месту и т. п.; — как форма поддержки на уровне позитивной оценки, оказания помощи, частичной включенности в игру; — косвенное руководство через
взрослых — организаторов игры (учителя, студенты, родители и т. д.) или
через самих детей, способных быть ее организаторами: — прямое участие в игре и педагогическое руководство ею —
изучение и отбор игр, овладение их методикой, воодушевление учащихся на
игру, распределение ролей и поручений, принятие на себя ведущей или
вспомогательной роли, руководство игрой непосредственно. Единой
универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы потому, что
учащиеся не каждого взрослого пускают в свои игры. Позволим себе
вычленить несколько типовых ролей и позиций. С точки зрения оценки игры
как таковой педагоги могут занимать в игре следующие позиции: — реструктивную, которая
вытекает из консервативно-охранительной установки «как бы чего не
вышло», из желания оградить себя и учащихся от нежелательных
последствий непредсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть
над учащимися; — пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных представлений о свободах школьника, из стремления жить с учащимися бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них; — позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к школьникам и пониманием игры как «второстепенного» явления их жизни; — позицию «разумной середины», означающую поиск оптимума участия взрослого в игре; — позицию активного участия в
игре в разных ролях, прежде всего в роли посредника между школьником и
культурой, между образованием и свободой, между целями и культурой
действий. Такие
роли могут иметь следующие назначения: прямой руководитель и
организатор игры (лидер). Прямой руководитель может быть ведущим игру,
если его в этой роли принимают дети. Напоминаем:
ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила,
распределяет (или участвует) роли, готовит все, что необходимо для игры,
и т. д. Игра
конкретна как «всегда деятельность» и «всегда общение», в которые
воспитатель способен войти в разнообразных ролях и позициях: — как непосредственный руководитель игры, полностью отвечающий за ее проведение; — как один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей; — только как общий организатор и руководитель; — как косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или детей); — как консультант или эксперт (включенная роль); — как ценитель результатов игры (рефери, арбитр, председатель или член жюри); — как исследователь игры (роль наблюдателя, аналитика, экспериментатора, диагностика); — как нейтральный наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру (нейтральная роль); — как объект воздействия; — как фигура с разными ролями на разных этапах игры; — как фигура, контролирующая выполнение правил и только (судья, посредник). Главный
статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, прямой или
косвенный участник по отношению к играющим — детям. Игра компенсирует
неразработанность созидательных форм взаимодействия воспитателей и
воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на
«субъект-субъектные» способы взаимодействия, на партнерство.
скачать с сервера
|