Пятница
26.04.2024
01:56
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Центр развития творчества детей и юношества "Левобережный"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Полезные материалы [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка » Полезные материалы

Классификация образовательных программ
Классификацию программ можно провести по различным осно­ваниям.

Наиболее распространенная в дополнительном образо­вании детей классификация подразделяет образовательные про­граммы на следующие виды:

1.      типовые (примерные),

2.      модифициро­ванные (адаптированные),

3.       экспериментальные,

4.      авторские.

• Типовая (примерная) программа должна в обязательном порядке утверждаться государственным органом управления обра­зованием и рекомендоваться в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению дея­тельности. До 1992 года типовые программы для внешкольных уч­реждений существовали в классическом варианте: утверждались Министерством просвещения РФ, были рассчитаны на достижение строго фиксированного результата (знаний, умений, навыков), пред­полагали использование традиционных форм контроля и оценки (за­четов, экзаменов, контрольных работ).

В настоящее время с введением принципа вариативности в до­полнительном образовании детей, расширением рамок свободы творчества педагогов понятие «типовая программа», на наш взгляд, несколько видоизменяется. Современная типовая программа мо­жет рассматриваться как основа, отправной пункт для творчества педагога (создания собственной программы); не случайно ее харак­теризуют как примерную.

Разработка типовых (примерных) программ сегодня является од­ной из актуальных проблем дополнительного образования детей. По нашему мнению, образовательная программа может претендо­вать на статус типовой, если отвечает следующим требованиям (критериям):

• устанавливает базовый образовательный минимум по конкрет­ному направлению деятельности в рамках той или иной направ­ленности (от этого минимума и следует отталкиваться педагогам при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать, но не опускаться ниже его при отборе содержания программы);

•  технологична в аспекте реализации (т.е. включает пакет мето­дических приложений, позволяющих работать по программе без ее предварительной доработки, модификации).

Использование такой программы в педагогической практике тре­бует согласования намерений педагога с руководителем образо­вательного учреждения.

•  Модифицированная (адаптированная) программа. В ее ос­нову положена типовая (примерная) либо авторская программа. Модифицированной ее делают те изменения, которые вносит в исходную программу педагог с учетом особенностей образователь­ного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Ди­агностика результатов работы по таким программам связана с де­монстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исход­ной программе, которая была взята за основу.

Модифицированная программа должна быть обсуждена на методическим совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

• Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодо­лением определенных трудностей в образовательном процессе или неудовлетворенности педагога прежней практической ситуацией. Экспериментальная программа — это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педаго­гических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. По мере апроба­ции — в случае выявления новизны предложений автора — экспери­ментальная программа может претендовать на статус авторской.
На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образователь­ного учреждения.

• Авторская программа, обладающая актуальностью, оригиналь­ностью и обязательно новизной, полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллекту­альной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода ав­тора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экс­периментальной, но обязательно требует документального доказа­тельства новизны и авторства. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относи­тельно которого заявляется новизна, являются обязательным исход­ным моментом в создании авторских разработок.

Программа, заявленная как авторская, должна быть рекомендована к использованию  методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий авторский характер программы и ее принадлежность разработчику на правах интеллектуальной собственности.

Приведенную классификацию образовательных  программ сегод­ня можно встретить практически в любом учебно-методическом пособии по дополнительному образованию детей. Правда, дале­ко не всегда удается найти должные разъяснения относительно основания данной классификации и отличий друг от друга перечис­ленных в ней программ. На наш взгляд, критерием выделения данных видов программ является уровень (степень) творчес­кого участия педагога в их разработке — от простого воспроиз­ведения педагогом типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образованием, до продукта, полно­стью созданного автором в соответствии с его замыслом и претен­дующего на оригинальность и новизну.
Категория: Полезные материалы | Добавил: Director (11.03.2011)
Просмотров: 3139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz